Чупакабра (exidna_i) wrote,
Чупакабра
exidna_i

Category:

ёперный театр. в хорошем смысле слова.

В связи с участившимися вопросами, пишем конспективный фак.

Регистры и подрегистры. Диапазон певческого голоса.

Начать надо с того, что классические, записанные во всей учебной и методической литературе переходные ноты для разных типов голосов списаны с учебников тех времен, когда камертон для Ля1 был на треть тона ниже, чем сейчас. Высчитываем. Вычитаем. Смотрим на результат. Можно округлить его до полутона – это все равно будет ближе к правде, чем то, что играет современное фортепиано, отстроенное современным настройщиком по современному камертону.




Второе – это то, что в голосе, помимо регистровых переходов, существуют еще и подрегистровые. Они могут быть обусловлены физиологией, могут – неверной техникой пения. Например, первую октаву диапазона человек может пропеть, практически не раскрывая рот. В разговорной позиции нижней челюсти или даже на зажиме. Собственно, интервал в октаву и сам по себе появился не случайно, для этого были причины (не только различие между разговорными тональностями женских и мужских голосов). Как только мы вступаем во вторую октаву, с самого ее начала, с каждой последующей нотой рот нужно открывать все больше и больше. Это могут быть миллиметровые подвижки, но он необходимы. Если этого не делать, в начале второй октавы любого голоса может образоваться подрегистр, иногда принимаемый за переходные ноты. Хотя на самом деле до переходных нот еще терция, а то и кварта/квинта вверх.

И вот мы открываем рот, открываем его по вертикали, а не вообще, иначе резонанс загуляет в уши и/или в затылок и единой позиции у звуков на разной высоте не будет. Предположим, что открываем технически правильно. В какой-то точке нижняя челюсть находит свой физиологический предел, ниже которого открыться просто не может, ресурс исчерпан. Однако, две дефолтные октавы еще не достигнуты, а для полноценного резонанса пространства в надставной трубе уже маловато. Обученный певец в этом случае начинает увеличивать это пространство не только по вертикали, но и по горизонтали. Если сразу (слишком рано) начать уходить в горизонталь, трудности с переходными нотами обеспечены, но мы же по умолчанию все делали правильно, да? Но если заткнуться на вертикальном открывании рта и пытаться так же лезть выше, у нас получается еще один подрегистр. Обычно он располагается на терцию выше переходных нот. Эти ноты иногда тоже принимают за переходные, хотя на самом деле это всего лишь техническое препятствие, на котором режим смыкания связок не меняется. Нужно всего лишь чувствовать, что нужно правильно сделать технически, чтобы этот момент пройти.

Далее. Где начинается первая октава диапазона, от которой мы считаем свой голос вверх? Это то место, где ВПФ при движении вниз заканчивается. А рабочий, родной для человека голос отсчитывается на две октавы вверх с последней ноты ее присутствия. При том, что вниз от этой ноты может быть еще хоть октава, хоть полторы горлом, грудью и желудком. «Связки смыкаются» еще не равно рабочим нотам диапазона. Рабочий диапазон – тот, где присутствует ВПФ равномерно и в полном объеме.
Tags: ёперный театр
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo exidna_i december 12, 2012 23:59 58
Buy for 10 tokens
Сыграем в "один мой день" снова? Дата съемки - 12.12.12. Надо же было чем-то отметить красивую дату. Под катом 56 фото. Подъем Наведаться в кладовку, чтобы понять, что сегодня буду готовить Эти грибы в мультиварку на суп А эти останутся на пирог Как варится утренняя…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 21 comments

Recent Posts from This Journal